воскресенье, 12 июля 2015 г.

Сенсорное воспитание



Сенсорное воспитание
Сенсорное развитие ребенка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Сенсорное воспитание направлено на развитие перцептивных действий, т.е. действий восприятия, в процесс которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.
Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. Для этого важно учить детей рассматриванию предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности.  В процессе рассматривания-обследования детей необходимо учить выделять свойства и качества предметов, материалы, из которых они сделаны. Делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя, круг познавательных объектов.

Овладев  сравнение предметов, выделением их сходства и  различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, т.е. производить классификацию. Основные свойства предметов (форма, цвет, величина, звуки и т.д.)  выступают в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны – сначала на  сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям.
Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса – и сенсомоторных действий. Это позволит ребенку выделить широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных, т.е. сенсорное воспитание детей дошкольного возраста способствует развитию у них всех органов чувств.
Работа по развитию восприятия должно осуществляться систематически и последовательно и включаться во  все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Восприятие должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Расширение чувственного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
·         Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик.
·         Процесс восприятия надо сопровождать словом. Педагог называет качества предметов и явлений. Дети, воспринимая предметы и явления,  одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. Это подводит их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы.
·         Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми и взрослыми следует поощрять.  С целью активизации самостоятельных наблюдений полезно задавать детям вопросы.
·         Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, необходимо научить детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. Только тогда у детей будут складываться отчетливые образы-представления о предметах и явлениях, что способствует лучшему усвоению  сенсорного опыта и овладению умением самостоятельно воспринимать предметы и объекты окружающего мира, расширять и уточнять ранее сформированные представления и опыт.
Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающееся в развитии мелкой моторики. Это достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств и качеств). Полезно проводить пальчиковую гимнастику.
Постепенно в результате воспитательно-образовательной работе накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий