Выступление
на родительском собрании в подготовительной
к школе группе на тему: «Скоро в школу!»
Осталось не так много времени, и
Ваши дети переступят порог школы. Поступление ребёнка в школу – это всегда
переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он
приходит в первый класс. И кто как не мы — сможем помочь нашим детям, успешно
подготовится и адаптироваться к школе. Начнем с конца. В чем проявляется неготовность
к школьному обучению?
- Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться.
- часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;
- слабо развита связная речь
- Ребёнок не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
- проявляет мало инициативы; имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Что же понимается под готовностью
ребёнка к школе?
Учёные отмечают, что подготовка
детей к школе – задача комплексная, охватывающая разные сферы их жизни. В самом
общем виде готовность к школе предполагает определённый уровень физического
развития, умение детей общаться со взрослыми и сверстниками, подчиняться
правилам, наличие определённых знаний и, конечно, желания учиться.
Учёные выделяют физическую,
педагогическую (специальную), психологическую готовность ребёнка к
школе.
Это не разные виды готовности детей
к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности.
Например, положительные показатели состояния
здоровья, развитие основных функциональных систем организма, двигательных
навыков и качеств, мелкой моторики ребёнка соответственно возрасту (те есть физическая готовность)
являются основой для формирования педагогической и психологической готовности
ребёнка к школе.
Педагогическая
подготовленность ребёнка к
школьному обучению, включающая в себя умения и навыки, необходимые для освоения
чтения, письма, счёта, крайне важна для усвоения предметов школьной программы.
Но бывает так, что родители
ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем
правильно.
Очень часто бывает так, что ребенок
умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом
коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога).
Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось,
что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или
через какое-то время ребенок отказывается идти
в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д.
Это другая сторона готовности к
школе – психологическая.
Психологическая
же готовность — это
комплексная характеристика в которой выражены основные достижения психического,
личностного развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к
школе включает следующие компоненты:
- интеллектуальная готовность.
- социально-личностная.
- мотивационная.
Интеллектуальная
готовность включает
багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения
сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию,
иметь достаточно высокий уровень восприятия речи).
Умственные умения могут выражаться и
в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже
умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе.
Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и
мыслить логически.
Под социально-личностной
готовностью понимается
настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности
взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент
готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может
работать в коллективе.
Мотивационная
готовность
предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы
готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный.
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с
ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный
мотив
характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По
мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок
будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что
ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь
портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Итак, подведем итог: Что включает в себя
понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание
родителей)
- Физическое здоровье.
- Наличие мотива учения.
- Сформированность произвольности поведения умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
- Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы
подготовить ребенка к школе?
В первую очередь создать условия:
играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования
и добиваться их выполнения, вызывать интерес к познавательной деятельности:
посещать музей, вместе изучать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать
у ребенка уверенность в себе.
Очень правильно, .исчерпывающая информация!
ОтветитьУдалить