Игры для развития речи и мышления дошкольников:
рекомендации родителям
|
|
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому,
что "детей там учат". В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо
дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение
любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только
в игре с ним. Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ
познать мир.
Первый и главный вопрос для нее — чему учить? Благо, выбор огромен
— спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний "знаток" без труда
управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и
кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле,
что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация.
Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их
по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были
ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по
дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при
ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия
времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для
удобства общения допустимы тематические уроки — "одежда",
"посуда", "мебель", "транспорт" и т.д., а также
учебные игры — "Мишка одевается", "Я мою посуду",
"Квартира для куклы" и т.д.
Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает
свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится
характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов,
соотносить размер, материал.
Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи.
Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не
положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако,
вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: "Пожеваю и
покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как
правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не
забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в
речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел
помогут описания ("Какая собачка?", "Какой автобус?"). Ваша
цель — приохотить "ученика" говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и
бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть
цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только
зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу
бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как
"светло-зеленый", "темно-зеленый", "изумрудный",
"салатный", "болотный", "желто-зеленый".
Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе,
вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него
света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте
описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь.
Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните
рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно
— величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, третье — трагически
грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка,
камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится
в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два
совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и
маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их
вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на
дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив
несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь
сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае —
"листья").
Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и
почему?" Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: "Лист на что
похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?" Отвечайте сами, но
слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное
творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству
различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.);
"А на траву?" (Цветом.); "А на каплю?" (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие:
придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между
собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но
отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая,
как трава".
Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли,
что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с
разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со
страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение,
избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь
товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не
только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций
(памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте
ему радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три
из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед
ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли
назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть
разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака
и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте
ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб),
овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему
понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб",
"липа", и "ель"). Эта игра предназначена для развития
логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, что делали — покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает
ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное
действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов
показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае
правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с
заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных
событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и
т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое
стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение,
фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.
Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В
это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали.
Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить
сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно
увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу,
изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского
лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность
расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте
две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое
место.
Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии
памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра,
спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок
должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке,
что значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной
ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в
"звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука
оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш
хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по
звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в
начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он
сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению
чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам,
но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать
игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или
ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной
азбуки "письмо", например, на холодильнике, чтобы он мог
самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки,
сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три
простых слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и
его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по
почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь
взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок
обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра.
Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он
захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию". Такое занятие
способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное
— вы вместе, вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению
необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним:
разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о
прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку
детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть
достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители
должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно
записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и
выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные,
со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру,
предложите — а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами,
ножницами, бумагой, клеем и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите
ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на
каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе
и обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них
спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей
необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни,
никогда не исчезнут из памяти.
Самусикова Л.
А., учитель-логопед ДОУ № 26 "Радуга", г. Дубна
Статья предоставлена журналом "Логопед"
Статья предоставлена журналом "Логопед"
Комментариев нет:
Отправить комментарий